zz
Высказывания

Архив рубрики «О театре»

Самое понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным. В минуты величайшего торжества в такой даже роли, как «Борис Годунов», я чувствую себя только на пороге каких-то таинственных и недостижимых покоев. Какой длинный, какой долгий путь!

Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог, и работал.

Протокольная правда, - говорил Левитан, - никому не нужна. Важна ваша песня, в которой вы поете лесную или садовую тропинку... Фотография не может мне спеть ни о какой тропинке, ни о лесной, ни о садовой. Это только протокол. Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались возможно более эффектными, - это не искусство. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух - тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей. Что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте - как в речи.

Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не лежит какой-нибудь идеальный принцип. В основу моей работы над собою я положил борьбу... с пустым блеском, заменяющим внутреннюю яркость, с надуманной сложностью, убивающей прекрасную простоту, с ходульной эффектностью, уродующей величие...

Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-художником и ничто злое и грязное не посмеет туда войти.

За духовной помощью никогда не должно быть стыдно протянуть руку... артист беря - в ту же минуту с лихвой возвращает.

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.

Я всегда помню завет Михаила Семеновича [Щепкина] и, не умея до седых волос ни одной роли сыграть спустя рукава, не оглядев и не обдумав ее со всех сторон, часто удивляюсь на молодежь, которая иногда от одной удачной роли начинает слишком верить в себя и старается завоевать себе положение не постоянным трудом, а какой-то бесплодной самолюбивой борьбой за роли и необычайной требовательностью.

В искусстве нет лучшего правила, как не увлекаться первым порывом. Если дашь себе время подумать, воплощение всегда выходит более верно.

Я живу своей артистической жизнью лишь при свете рампы; симпатия и волнение зрителей действуют на меня и дают мне в свою очередь возможность заставить публику симпатизировать мне и чувствовать вместе со мною... я живу двойной жизнью, смеюсь и плачу, и вместе с тем так анализирую свои слезы и свой смех, чтобы они всего сильнее могли влиять на сердца тех, кого я желаю тронуть. И то, что я испытываю, испытывается всеми величайшими из известных мне актеров.