Вино запрещено, но есть четыре «но»:
Смотря кто, с кем, когда и в меру ль пьет вино.
При соблюдении сих четырех условий
Всем здравомыслящим вино разрешено.
- Да, сказал я, - держать в должном порядке такое многоголовое существо должно быть не легко.
- Многое достигается строгостью, - сказал Гёте, -еще больше любовью, но самое большее - внимательным отношением к делу и беспристрастной справедливостью, не взирающею на лица. Мне приходилось остерегаться двух врагов, которые могли стать опасными. Первым была моя страстная любовь к таланту, которая легко могла повести меня к пристрастию. Другого я не назову, но вы догадаетесь и так. В нашем театре было много и красивых! и молодых женщин, и вдобавок обладавших душевной прелестью. Ко многим из них я чувствовал страстное влечение; бывало и так, что и мне шли навстречу. Но я сдерживал себя, и говорил: «довольно!» Я сознавал мое положение и сопряженный с ним долг. Я был в театре не частным человеком, но начальником учреждения, которого преуспеяние было мне дороже собственного мгновенного счастья. Позволь я себе увлечься любовной интрижкой, я стал бы компасом, который не может указывать правильно, когда подле него есть влияющий на него магнит. Но потому что я всегда оставался чисто в был себе господином, я был и господин театра, и никогда не лишался уважения, без которого невозможна никакая власть.
Я не гонялся за великолепными декорациями и блестящими костюмами, а за хорошими пьесами. Все роды от трагедии до фарса были годны для меня; но, чтоб быть поставленной, пьеса должна была заключать в себе известные достоинства. Она могла быть велика, сильна, весела, грациозна, но непременно должна была быть произведением здоровым и содержать в себе некоторое зерно. Все болезненное, хилое, слезливое и сентиментальное, а равно все страшное, ужасное и противное добрым нравам было исключено раз навсегда: я боялся испортить этим и актеров, и публику. Хорошими пьесами я поднял уровень актеров.
Сцена и зрительный зал, актеры и зрители создают целое только в совокупности.
А ведь приятен вид толпы необозримой,
Когда она вокруг театра наводнит
Всю площадь и бежит волной неудержимой,
И в двери тесные и рвется, и спешит,
Нет четырех часов, до вечера далеко,
А уж толпа кишит, пустого места нет,
Точь-в-точь голодные пред лавкой хлебопека,
И шею все сломить готовы за билет.
Такие чудеса во власти лишь поэта!
Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон...
Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами разнообразную панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас...
Лишь в театре великие мира сего слышат нечто редкое или даже прямо для них невозможное - правду, и видят то, чего не видят кругом себя никогда или встречают очень редко, - человека...
Когда рассмотришь все качества, необходимые для образования истинного трагического актера, все дары, которыми природа должна его наделить, то уже не станешь удивляться, что они так редки.
Самое действительное и самое целесообразное средство вооружить непреодолимой силой человеческий разум и бросить вдруг в народ массу просветительных идей заключается, несомненно, в театре... Там величавая мысль одного человека воспламенит, подобно электрическому току, все души. Там, наконец, законодательство встретит менее всего препятствий и достигнет величайших результатов, легко и без насилий.
Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.
...не следует нарочито делать умными героев пьесы, а нужно уметь поставить, их в такие условия, при которых они должны проявлять ум...
Если актером овладевает жажда рукоплесканий, он пересаливает.