zz
Высказывания

Архив рубрики «О живописи»

...на портрете, сделанном великим живописцем, человек более похож на самого себя, чем даже на свое отражение в дагерротипе, ибо великий живописец резкими чертами вывел наружу все, что таится внутри того человека и что, может быть, составляет тайну для самого этого человека.

Живопись - это вполне конкретное искусство, оно может быть только изображением действительно существующих вещей. Это язык природы, язык зримого мира. То, чего мы не видим, несуществующее и абстрактное, не относится к области живописи.

...из всех художественных работ бюст и портрет требуют наибольшей проницательности...
Хороший бюст равносилен целой биографии. Каждый бюст Гудона, например, стоит главы из каких-нибудь мемуаров; эпоха, раса, звание, индивидуальный характер - все в нем указано.

Безобразно в искусстве все неискреннее, искусственное, все, что хочет казаться красивым и прекрасным, а не характерным, все мелкое, изысканное, все, что улыбается без причины, жеманится без нужды, хорохорится и важничает без основания... все, что лжет.
Когда художник, желая «делать красивее», изображает весну более зеленой, восход более розовым, молодые уста более алыми, он творит безобразие, потому что он лжет.
Когда он скрадывает гримасу страдания, дряхлость старости, мерзость разврата, когда он приглаживает природу, стушевывает, наряжает, умеряет ее, с целью понравиться публике, он творит безобразие, потому что он боится правды.

Если художник, как фотограф, воспроизводит только внешние черты, если он списывает только линии, не относя их к общему характеру, не стоит и говорить о нем.
В чертах лица он должен искать прежде всего душевное сходство: в этом вся суть.
Словом, черты должны быть выразительны, т. е. раскрывать нам душу модели... задача художника - отделить правду от притворства.

По какому-то непонятному и роковому закону, заказывающий свой портрет всеми силами противодействует таланту художника, которого сам же выбрал. Человек очень редко видит себя таким, каким он есть, а если даже он и знает себя, то неприятно поражен, когда художник передает его наружность правдиво. Он желает быть представлен в самом безличном и банальном виде официальной или светской куклы. Его личность должна быть совершенно поглощена его должностью и положением в свете. Прокурору интересна только его тога, а генералу расшитый золотом мундир. Им все равно - читают ли в их душе. Вот чем объясняется успех посредственных портретистов и ваятелей, которые ограничиваются передачей чисто внешней, банальной стороны их клиентов, с их позументами и казенной позой.

Стиль в живописи - это особая манера каждого мастера, свойственная только ему одному, говорить одни и те же вещи. Каждый великий художник искал приемов, которые могли бы вызвать в душе то особенное впечатление, которое казалось ему главной задачей живописи. Выбор красок, способ наложения их кистью, распределение теней, некоторые детали и т. д. усиливают стиль рисунка.

Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить.

...живопись - это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным или ироническим.

Одно дело передать лицо в тех поверхностных и внешних чертах, которые лицо спокойно сидящего перед портретистом человека являют ему именно в данный момент, и совершенно другое дело уметь изобразить те истинные черты, которые представляют собою выражение самой настоящей души данного человека. Ибо для идеала требуется, чтобы внешняя форма сама по себе соответствовала душе.