Самый счастливый человек тот,
Кто дает счастье наибольшему числу людей.
Архитектор, если он хочет идти в ногу с жизнью, обязан знать и уметь применять не только архитектурные формы, орнаменты и различные декоративные элементы, он должен знать прогрессивные материалы, железобетонные конструкции и детали и, прежде всего, должен отлично разбираться в вопросах экономики строительства.
Мы не против красоты, но против излишества. Фасады зданий должны иметь красивый и привлекательный вид за счет хороших пропорций всего сооружения...
Архитектор-градостроитель призван создавать наилучшие условия для жизни не только своих современников, но и будущих поколений. Это требует от него глубокого понимания дум и чаяний своего рода, его материальных и духовных запросов, проникновенного чувства родной природы и научного познания материала, конструкции и техники. Зодчий, создавая для народа удобные, красивые и благоустроенные города, прежде всего слуга народа, отдающий все свои силы, все свои способности, всю свою жизнь заботе о человеке.
Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония - вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.
Путь реставраторства, упрощенного использования классики должен быть решительно осужден. Это путь не продолжателей и даже не учеников. Архитектор, создающий образ нового сооружения, должен быть не только мастером своего дела, но и философом, стоящим на уровне идеалов своей эпохи, прекрасно ориентируясь в технике сооружения и в выборе материалов... Эклектическая неразборчивость недостойна архитектора.
Пожалуй, самым трудным и вместе с тем обязательным в архитектурном творчестве является простота. Простота форм обязывает придавать прекрасные пропорции и соотношениям, которые сообщали бы им необходимую гармонию.
Всякому великому времени соответствует великая архитектура. Она служит выражением миросозерцания создавшей ее эпохи (прежде всего, конечно, - господствующего в данном обществе и в данную эпоху класса) в большей мере, чем какое бы то ни было другое искусство, кроме литературы.
Частная собственность делает невозможным правильную планировку городов... Мы не можем иметь большую архитектуру, пока она создается только для собственника. Если прибыль берется движущим мотивом цивилизации, последняя не будет иметь облагораживающей основы.
Как мы можем строить великие свободные здания, апеллирующие к свободе для свободного народа - если сама жизнь не свободна?.. Извращенный мир, где капитал выше труда, где индивидуальные качества личности калечатся под гнетом власти денег...
На протяжении всей жизни во мне работали поэт в инженере, инженер в поэте и оба в архитекторе.
Считайте постройку курятника такой же хорошей для себя работой, как постройку собора. Величина проекта мало значит в искусстве, если отвлечься от финансовых вопросов. В действительный расчет принимается выразительность. Выразительность может быть большой в малом или малой в большом.